На производстве


На вершине пирамиды информационной сети предприятия нахо­дится его генеральное руководство с функциями менеджмента (пла­нирование и контроль). Функциональный контроль осуществляется на следующем уровне и включает поставки предметов снабжения, управление предприятием, управление распределением. Основные контролируемые параметры — время обработки, обслуживание по­ставок, запасы, производительность.

На нижней ступени расположены системы, входящие непосред­ственно в контакт с рабочими местами и функционально управляю­щие производством и подачей материально-технического снабже­ния. Здесь контролируемыми параметрами являются: производст­венные мощности, количество и маршруты прохождения продук­ции, сроки производства.

Отдельно выделяется «уровень автономных подсистем», состоя­щих из локальных информационных сетей. Локальная информаци­онная сеть, связанная с конвейером, собирает и На производстве передает данные о размещении предметов снабжения, контроле их качества, состоянии средств погрузки, маркировке и идентификации продукции, по­ступлении ее на склад. Эта сеть передает данные непосредственно на второй уровень, отвечающий за поставки материально-техничес­ких средств. Локальные сети, расположенные непосредственно на рабочих местах, питают информацией структуру контроля произ­водства о темпах сборки, результатах тестирования и пр. А инфор­мацию о положении в буферных зонах и на складах получает струк­тура контроля за материально-техническим снабжением. Обе кон­тролирующие системы активно обмениваются информацией на сво­ем уровне. Наконец, локальная сеть, собирающая данные по обра­ботке готовой продукции На производстве и ее перевозке клиентуре, передает их в подразделения, ведающие распределением продукции.

Таким образом, информация сама по себе представляет один из важнейших элементов производства, а для систем материально-тех­нического снабжения играет решающую роль в повышении их эф­фективности. Этот процесс интенсификации производства обуслов­лен как более короткими сроками обработки материалов при более низком уровне запасов и возрастающей гибкости производства, так и высокой «прозрачностью» каждого участка на предприятии. В свя­зи с этим, последовательное применение информационных, микро­электронных, сенсорных технологий приведет к повышению эф­фективности информационных локальных сетей предприятий, ко­торые, будучи расширенными до уровня межфирменной логистики, охватывающей целый ряд На производстве предприятий, откроют возможность пря­мого доступа на рынки снабжения и распределения.


Информационные логистические сети разделены на уровне кон­троля процессов производства. На самом нижнем уровне — функци­ональном — посредством инструментальных средств для сбора и передачи данных обеспечиваются базовой информацией автоном ные подсистемы, отвечающие за производство, складирование :■ перевозки. При этом используются сенсорные и сканирующие уст­ройства, специально разрабатываемые для этой цели.

На следующем уровне организуется контроль оборудования сис­тем материально-технического снабжения и путем комбинирования отдельных элементов, образующих автономные подсистемы, дости­гается максимальная управляемость элементов системы в целом.



На высшем уровне производства автономные подсистемы объе­диняются во всеобъемлющую информационную сеть (центральную систему На производстве управления).

Здесь менеджмент предприятия имеет дело с высокоуровневым планированием и принятием решений.

Роль информационных сетей подобного типа заключается в ин­теграции методов менеджмента и новых технологий информатиза­ции и автоматизации, а это гарантирует предприятиям повышение производительности систем материально-технического обеспечения, базирующихся на автоматизированных информационных системах.

Наличие развитой информационной структуры производства обес­печивает две стороны общего логистического процесса.

Во-первых, эта система позволяет обслуживать производственные процессы, слагающиеся из субпроцессов. Горизонтальная интеграция информационного обслуживания субсистем делает возможным свя­зать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в цепи поступления товаров и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Горизонтальная На производстве интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные по­токи с общей системой планирования и управления на уровне произ­водства и фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства.

Во-вторых, существует не менее важная для определения страте­гии закупочной и сбытовой деятельности вертикальная интеграция логистической информационной системы, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического пла­нирования развития производства и сбыта На производстве и кончая уровнем опера­тивного руководства отдельными производственными участками.


Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии от­дельных звеньев производства и оперативно реагировать на проис­ходящие изменения. С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспече­ния выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий мо­мент; б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потреби­телей; в) стабильного поддержания высокого качества.

Например, автомобильная промышленность развитых стран (об­ласть машиностроения, где очень высока конкуренция) может в кратчайшие На производстве сроки удовлетворить запросы покупателя не только на партию автомобилей, но и на отдельный автомобиль, варьируя де­сятками параметров как в отделке автомобиля, так и в его конструк­ции благодаря поступлению оперативной информации, начиная с уровня заказа на продукцию и заканчивая уровнем его конкретного выполнения.

Характерно, что в традиционной системе снабженческого заказа на закупку как в США, так и в Западной Европе содержится почти вся необходимая информация по ее условиям, включающая, напри­мер, такие данные, как требования на закупку, упаковочные листы, документы на отгрузку, счета-фактуры и пр. Деятельность по орга­низации документооборота обычно требует больших затрат време­ни, формальной На производстве бумажной работы и к тому же не застрахована от неточностей и ошибок. В условиях отсутствия информационных логистических цепочек и системного подхода к их организации ра­ботники снабжения западных компаний заняты большую часть сво­его времени «проталкиванием бумаг». Частные изменения особен­ностей и размеров заказа, времени поставок вынуждают работников снабжения реагировать срочным образом. Считается, что до 50% их времени тратится на оформление документов и экспедирование (и это в условиях практически полной «электронизации» канцеляр­ских процессов). Такая обстановка дает работникам снабжения мало возможностей для решения проблем с поставщиками, препятствует их более тесной совместной работе по повышению экономической эффективности, совершенствованию технических знаний и На производстве повы­шению производительности труда.

Существенно облегчает работу служб снабжения переход на опе­ративную систему. Здесь, по мнению специалистов-логистиков, за­ключены значительные резервы повышения производительности управленческого труда, снижения объемов переписки и, в конечном итоге, предпосылки для создания эффективно действующей инфор-


мационной логистической системы. В настоящее время именно на основе оперативного снабжения по системе «точно в срок» стали конструироваться автоматизированные человеко-машинные систе­мы материально-технического снабжения, немыслимые без хорошо налаженной информационной логистики.

Оперативное снабжение в любой его форме требует меньшего объема и времени формального оформления документов, так как поставки производятся по нескольку раз вдень, используются дол­госрочные контракты, и даже просто телефонный На производстве звонок или корот­кая телеграмма могут легко изменить время и размер поставки.

Одновременно оформительская работа сокращается за счет ис­пользования особых карточек заказа (они в большинстве случаев именуются японским термином «Канбан»), которые способствуют ускорению поставок. Это карточка из пластмассы или плотной бу­маги, на которой каждый рабочий получает производственную ин­формацию. Находясь, например, на сборочной линии, он переме­щает ее из контейнера для деталей в данной стадии производства в точку складирования на предыдущей стадии. Карточка, оставленная в этой точке, служит сигналом для восстановления израсходованных запасов. Так две карточки образуют информационную систему, дей­ствующую в реальном масштабе времени и показывающую На производстве произ­водственную загрузку, состояние складов и использование рабочей силы.

В условиях жесткой конкуренции особое значение придается планированию и управлению сбытом продукции. Прежде всего от­метим, что структуре фирмы, управляющей сбытом, требуется зна­чительное количество информации в нужное время и в необходимой форме. Без этого невозможно надеяться на обеспечение прибыльно­сти производства. В процессе сбытовой деятельности решаются весь­ма специфические проблемы, с трудом поддающиеся анализу, к тому же не всегда достаточно понятные, постоянно меняющиеся, с различными приоритетами и разной степенью значимости.

Главная задача информационных систем в этой области — обес­печить актуальную и точную информацию о рынке и продажах, способствовать На производстве сокращению административных расходов. Интегри­рованная система управления сбытом фирмы является частью обще­фирменной системы информации и управления, которая должна обеспечивать потребителя несколькими формами важнейшей ин­формации, в том числе цифровыми и текстовыми данными, графи­ческим изображением, передачей голоса на расстоянии.

Для информационной поддержки сбытовой деятельности фир­мы необходимо задействовать следующие основные виды инфор


мации, хранимые в памяти автоматизированных информационных систем:

1) история рынка сбыта (анализ по регионам), типы сбытовых операций;

2) прогнозы рынка и сбыта;

3) конкуренция: история, состояние, перспективы;

4) доля на рынке: история и анализ;

5) цены и ценообразование;

6) расходы;

7) модели рынка (сбыта);

8) контроль деятельности персонала;

9) территориальное планирование, циклы деловых поездок, пер­сональное На производстве распределение командировок;

10) источники запросов перехода на новый продукт и пр.;

11) реестр покупателей;

12) исходящая и получаемая информация;

13) печатание и отправка почты;

14) контроль ответов и анализ результатов рекламной деятельности;

15) обсчет сбытовой деятельности;

16) движение заказа, выставление счетов, составление смет и отчетов;

17) доступ к внутренней и внешней информации; и ряд других1.

Исходя из представленного списка видно, что информационные системы обеспечивают сбытовую службу в вопросах планирования, техники сбытовых операций, наблюдения рынка, внутреннего конт­роля и т. д.

Формирование информационной системы — сложный и много­плановый процесс, в котором используются достижения современ­ной информационной технологии, новейшие компьютерные систе­мы, что делает возможным успешное руководство производствен На производстве­ными процессами на основе применения адекватной информацион­ной техники, методов и форм информационного обеспечения всей логистической системы в целом.

3.2. Информационная инфраструктура

Новые задачи, которые встают перед организаторами и руково­дителями производства в области практической реализации логис­тических принципов, приводят их к необходимости создания ин-

41 Deutscher Logistik Kongress. Berichband, 1994, band 1, s. 384-393.


формационной инфраструктуры, которая позволила бы собирать, организовывать и транспортировать информацию в соответствии с поставленными целями.

Необходимая основа работы — идентификация, стандартизация источников информации, ее обработки и передачи. Это вполне до­стижимо путем создания компьютерной сети производства. На при­мере коммуникационной сети западноевропейских филиалов IBM можно рассмотреть уровень охвата и возможности такой системы На производстве.

Все производственные подразделения фирмы IBM в Западной Германии объединены с целью информационного обеспечения че­рез компьютерную сеть, являющуюся основой коммуникационной системы PROFS — Professional Office System. Эта система позволяет каждому включенному в нее сотруднику связаться с любым другим подразделением фирмы. Сегодня более чем 26 из 30 тысяч работни­ков западногерманского филиала IBM объединены в эту систему. Производственная сеть вместе с системой PROFS образует инфраст­руктуру для всего информационного потока в фирме'.

В «традиционной» и уже отходящей на второй план в развитых странах концепции организации материально-технического снабже­ния функции собственно снабжения (закупок) всегда были отделе­ны от функций производства, складирования На производстве, маркетинга и сбыта. Они подчиняются разным структурам управления (соответственно: коммерческой, производственной и сбытовой) и слабо связаны между собой (такая связь обнаруживается — и то эпизодически — лишь на уровне генерального управления фирмой или предприятием). Это приводит к глубокому разделению задач названных служб (в этом отношении данная система напоминает отечественную схему орга­низации снабжения предприятий).

Следствием такой организации является положение, когда зада­чи управления транспортом, складированием и материальными по­токами решаются недостаточно, так как они находятся в компетен­ции конкретных подразделений, которые в рамках крупных пред­приятий больше конкурируют между собой за фонды и место в иерархии, чем подчиняются единой системе ценностей На производстве и целей. Это видно из анализа деятельности производства, которое стремится использовать собственное складское хозяйство с соответствующими резервными запасами и противостоять непрерывному давлению си­стемы рынков на производство. Задачи сбыта приводят к необходи­мости ориентации на потребителей, а следовательно, степень готов-

'REFA — Verband fuer Arbeitestudien und betriebsorganisationen. KIEL, 1990, s. 64-67.


ности к поставкам продукции на рынок становится критерием оцен­ки эффективности управления.

Считается, что рассмотренная система организации может воз­никать и работать в условиях рыночной экономики, когда слож­ность задач снабжения и транспортировки невысока или когда за­траты, связанные с решением этих задач, относительно низки, а влияние услуг, предоставляемых системой снабжения, складирова­ния На производстве и транспорта сравнительно невелико. Слабая взаимосвязь от­дельных сфер деятельности при неизбежных ошибках их согласова­ния ведет к завышению складских запасов и оборотных фондов, диспропорции производственных мощностей, неполноте исходной информации при принятии альтернативных решений типа «произ­водить или покупать», а также к неравноценной загрузке отдельных производственных линий.

Информационная логистика организует поток данных, сопровожда­ющий материальный поток, и является тем существенным для предпри­ятия звеном, который связывает снабжение, производство и сбыт.Она охватывает управление всеми процессами движения и складирова­ния реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечить свое­временную доставку этих товаров в необходимых количествах, ком­плектации, качестве из точки их возникновения На производстве в точку потребле­ния с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Для этого система материального обеспечения производства подвергается об­щей иерархической структуризации. Подзадачи материального обес­печения: транспортировка, перегрузка, складирование и распределе­ние — выполняются с помощью существенно автоматизированных функциональных элементов. Комбинация этих элементов в подсисте­ме образует сетевую структуру, которая представляет подобласти ма­териального обеспечения производства (см. рис. 12).

Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производствен­ные процессы.Эта проблема решается путем создания соответствую­щего информационного базиса. Сюда относятся «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных На производстве складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания и простоев, соблюдения сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему пред­приятию располагает «датчиками и измерительными инструмента­ми», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов и передают эти сведения далее для интерпретации. Логистическая система предъявляет к своей «измерительной» сети следующие тре­бования:


— быстрый и надежный, ручной или автоматизированный сбор данных о транспортных средствах и средствах производства;

— структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных про­цессов по каждому из участков.


Внутрипроизводственное снабжение


Используемые методы управления


Реализация



Администрация

(связь с внешней

для системы средой)

Распределение


Экспертные оценки


Центр управления

системой На производстве снабжения

(информация, управление

и контроль по системе

в целом)



Статистика


Крупные ЭВМ



Управляющая

система в сетевых

структурах


Управление процессами,

контроль и руководство

подсистемами



Задания


Сообщение об исполнении


ЭВМ, управляющие процессом


Сетевые системы



Сетевые системы,

транспортные

средства

Указания

Данные о процессе

Элементы:

транспортные,

функциональные


МикроЭВМ

Программируемые

средства

управления

Программируемые и непрограмми­руемые средства управления


1Зона i Транспорт-погрузки i ная система г Складиро-1 Комплектация вание iи распределение
Исполнительные элементы Пере- , Транспортиро-грузка | вание г ~ ~ Склади- i Распределе-рование i ние

Рис. 12. Структура системы снабжения, управления и реализации производственных функций фирмы


Таким образом, управление транспортом в целом, а также функци­ями создания промежуточных запасов и складирование (в смысле си­стемы материального обеспечения) может быть централизовано, при­чем полностью автоматические технологические элементы (высотные склады, безмашинные транспортные системы, манипуляционные На производстве сис­темы) интегрируются в общий процесс с помощью единых интерфей­сов. В ряде случаев на производстве отдельных компаний после выпол­нения мероприятий по организации сетей информационной логистики и их автоматизации не получают сколько-нибудь значительного эф­фекта. Как правило, это происходит там, где современным принципам логистического подхода не соответствует организационная структура принятия стратегических решений. Это еще раз доказывает, что органи­зация логистических цепей является комплексной задачей, требующей своего решения на всех уровнях руководства компанией.

В странах Западной Европы, США и Японии речь идет уже не только об управлении большими объемами данных с помощью вы­числительных машин или На производстве о полной автоматизации отдельных функ­ций логистической системы, но и в возрастающей мере о предвари­тельном и оптимизированном текущем и перспективном планиро­вании. Причем в планирование в равной мере включаются и средст­ва производства, и необходимые коммерческие и организационные процессы. По существу происходит сращивание функций матери­ально-технического снабжения и производственных функций. Такое планирование предполагает централизацию полномочий по управ­лению на основе децентрализованного сбора данных и требует как можно более оперативной информации и детальной интерпретации собранных данных. Так как качество планирования растет вместе с ростом полноты информации и скорости обработки данных; внут­ренняя структура производственных систем материального обеспе­чения последовательно оснащается пунктами На производстве управления, снабжен­ными мощными вычислительными машинами, которые объединя­ются в единую сеть. Связь таких пунктов управления с окружающей их средой через интерфейсы вычислительных машин и системы беспроводной связи представлена на рис. 13.

Система сбора производственных данных — важный компонент бездокументального информационного потока. Вместе с тем для сферы стратегического управления производством только такой сбор данных, ориентированный на получение сведений о его состоянии (объемы, времена, пункты), уже недостаточен. Требуется оценка этой информации для обеспечения возможных административных реакций, вытекающих из сравнения заданных целевых и параметри­ческих систем предприятия.


Накладные

на поступающие

товары


Пункт идентификации поступающих товаров

Пункт концентрации заказов на изготовление

Z

Пункт концентрации

информации о На производстве выполненных заказах

Пункт управления логистическим процессом

ВЦ Персональные Банк

компании ЭВМ данных

1 .

Бортовые компьютеры транспортных средств


Рис. 13. Пример организации связи пункта управления


documentaoowfav.html
documentaoowmld.html
documentaoowtvl.html
documentaooxbft.html
documentaooxiqb.html
Документ На производстве